Суббота, 27.04.2024, 00:00
Трубопроводная арматура +38 (095) 554-29-78
Главная
· RSS
Меню сайта
Категории раздела
Статьи
Гуревич Д.Ф. Трубопроводная арматура. Справочное пособие
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Rambler's Top100


     
    Главная » Статьи

    ГОСТ Р 52720-2007 Арматура трубопроводная промышленная.

    НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    АРМАТУРА ТРУБОПРОВОДНАЯ

    Термины и определения

    Pipeline valves. Terms and definitions

    ОКС 01.040.23 23.060

    ОКП 37 0000

    Дата введения 2008-01-01

    Предисловие

    Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

    Сведения о стандарте

    1. РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом "Научно-производственная фирма "Центральное конструкторское бюро арматуростроения" (ЗАО "НПФ "ЦКБА") и Научно-промышленной ассоциацией арматуростроения (НПАА)

    2. ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 259"Промышленная трубопроводная арматура и сильфоны"

    3. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 апреля 2007 г. N 61-ст

    4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

    Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

    Введение

    Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области арматуростроения.

    Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Некоторые термины сопровождены краткими формами и/или аббревиатурой, которые следует применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования. Применение терминов-синонимов, обозначенных "Нрк", не рекомендуется. Недопустимые к применению термины-синонимы приведены в стандарте в качестве справочных и обозначены "Ндп".

    В стандарте приведен алфавитный указатель содержащихся в нем стандартизуемых терминов на русском языке, их краткие формы, недопустимые и нерекомендуемые термины-синонимы.

    Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы - светлым, а нерекомендуемые и недопустимые синонимы - курсивом.

    В разделе "Разновидности арматуры" приведены наиболее распространенные термины. По умолчанию слова "запорный", "запорная" в сочетании с типом арматуры не применяют.

    Для терминов, обозначающих основные параметры и технические характеристики, приведены принятые условные обозначения этих параметров и характеристик.

     

    1 Область применения

    Настоящий стандарт распространяется на трубопроводную арматуру (далее - арматура) и устанавливает для нее термины и определения понятий.

    Термины, определенные настоящим стандартом, применяют во всех видах документации (стандартах, технической или договорной документации, литературе и т.д.) в сфере производства и применения арматуры.

     

    2. Основные понятия

    2.1 трубопроводная арматура (арматура): Техническое устройство, устанавливаемое на трубопроводах и емкостях, предназначенное для управления (перекрытия, регулирования, распределения, смешивания, фазоразделения) потоком рабочей среды (жидких, газообразных, газожидкостных, порошкообразных, суспензий и т.п.) путем изменения площади проходного сечения.

    2.2 арматура общепромышленного назначения (промышленная арматура; Нрк. арматура общего назначения): Арматура, имеющая многоотраслевое применение, к которой не предъявляют какие-либо специальные требования конкретного заказчика.

    2.3 арматура специального назначения (специальная арматура): Арматура, которую разрабатывают и изготовляют с учетом специальных требований заказчика применительно к конкретным условиям эксплуатации.

    2.4 вакуумная арматура: Арматура, обеспечивающая выполнение своих функций при рабочих давлениях менее 0,1 МПа (1,0 кгс/см²) (абсолютное).

    2.5 фонтанная арматура: Комплект арматуры, предназначенный для оборудования устья нефтяных и газовых скважин с целью их герметизации, контроля и регулирования режима эксплуатации.

    2.6 автоматически действующая арматура: Арматура, срабатывание которой происходит без участия человека.

    2.7 вид арматуры: Классификационная единица, характеризующая функциональное назначение арматуры.

    Примеры - запорная арматура, регулирующая арматура, предохранительная арматура и т.д.

    2.8 тип арматуры: Классификационная единица, характеризующаяся направлением перемещения запирающего или регулирующего элемента относительно потока рабочей среды и определяющая основные конструктивные особенности арматуры.

    Примеры - задвижка, кран, клапан.

    2.9 таблица фигур (т/ф): Условное обозначение, представляющее собой сочетание букв и цифр, определяющих вид и тип арматуры, конструктивное исполнение арматуры, материальное исполнение корпуса, вид и материал уплотнения в затворе, вид привода.

    Пример - т/ф 31с986 нж (31 - задвижка; с - стальная; 9 - управление электроприводом; 86 - конкретное конструктивное исполнение; нж - наплавка в затворе - нержавеющая сталь).

    2.10 характеристики технические: Информация, приводимая в технических документах на арматуру, содержащая сведения о номинальном диаметре, номинальном или рабочем давлении, температуре рабочей среды, параметрах окружающей среды, габаритных размерах, массе, показателях надежности и других показателях, характеризующих применяемость арматуры в конкретных эксплуатационных условиях.

    2.11 арматура с дистанционно расположенным приводом (арматура под дистанционное управление): Арматура, которая управляется приводом (исполнительным механизмом), не установленным непосредственно на арматуре.

    2.12 арматура прямого действия: Арматура, работающая от энергии рабочей среды без использования вспомогательных устройств (встроенного импульсного механизма либо вынесенной импульсной арматуры).

    2.13 арматура непрямого действия: Арматура, работающая от энергии рабочей среды, с использованием вспомогательных устройств (встроенного импульсного механизма либо вынесенной импульсной арматуры).

    2.14 исполнение арматуры: Вариант базовой конструкции арматуры, отличающийся отдельными техническими характеристиками: материалом корпусных деталей, присоединением к трубопроводу, приводом и др. при одинаковых значениях номинального диаметра и номинального (или рабочего) давления, о чем информация содержится в одном групповом или базовом конструкторском документе.

    2.15 антистатическое исполнение: Исполнение арматуры, в котором конструкция обеспечивает непрерывную электропроводность между корпусом и подвижными деталями арматуры.

    2.16 среда: Жидкость, газ, пульпа или их смеси, для управления которыми предназначена арматура, либо используемые для управления арматурой, либо окружающие ее.

    2.17 рабочая среда: Среда, для управления которой предназначена арматура.

    2.18 окружающая среда (Нрк. внешняя среда): Среда, внешняя по отношению к арматуре и определяющая ряд эксплуатационных требований к арматуре (например, герметичность), и параметры которой (температура, давление, химический состав, влажность и др.) учитываются при установлении технических характеристик арматуры.

    2.19 командная среда: Среда, передающая команду (сигнал) от системы автоматического регулирования к позиционеру или другому виду реле.

    2.20 управляющая среда: Среда, создающая силовое воздействие привода или исполнительного механизма для перемещения запирающего или регулирующего элемента в требуемое положение.

    2.21 испытательная среда: Среда, используемая для контроля арматуры.

    2.22 пробное вещество: Испытательная среда для контроля герметичности в затворе.

    2.23 цикл: Перемещение запирающего элемента из исходного положения "открыто" ("закрыто") в противоположное и обратно, связанное с выполнением основной функции данного вида арматуры.

    2.24 наработка арматуры: Объем и/или продолжительность работы арматуры. Примечание - Наработка арматуры может быть величиной, выраженной в циклах и/или в часах, а для арматуры транспортных средств - также в километрах пробега.

    2.25 срок службы: Календарная продолжительность эксплуатации арматуры от ее начала или возобновления после ремонта до наступления предельного состояния.

    2.26 ресурс: Суммарная наработка арматуры от начала эксплуатации или ее возобновления после ремонта до наступления предельного состояния.

    2.27 коэффициент оперативной готовности: Вероятность того, что арматура окажется в работоспособном состоянии в произвольный момент времени, кроме планируе ... Читать дальше »

    Категория: Статьи | Просмотров: 1558 | Добавил: zaparm | Дата: 07.07.2009

    Арматура водопроводной сети: Устройство и оборудование водопроводных сетей

    1. Вводы в зданиях – служат для соединения наружной водопроводной сети с внутренней. Вводы прокладывают перпендикулярно уличной сети.

    Один ввод устанавливается для зданий с тупиковыми сетями и менее 12 пожарных кранов. Два и более ввода устанавливаются для зданий с более 12 пожарными кранами, в домах с более 500 квартирами. Трубы ввода можно располагать вдоль стен здания на расстоянии не менее 5 м от стены (из-за размыва фундамента). Присоединение домового ввода к существующей трубе городского водопровода осуществляется установкой тройника.

    Вводы выполняют из чугунных труб при диаметре ввода 50 – 100 мм (реже 150 мм), из стальных оцинкованных – диаметром 50 мм или стальных бесшовных труб – при напоре водопроводной сети более 9,8*105 Па. Горизонтальное расстояние места ввода до подземного канализационного трубопровода должно быть не менее 1,5 м (диаметр водопроводной трубы 200 мм и больше – не менее 3 м). Расстояние теплопроводов и газопроводов среднего давления не менее 1 м. Место ввода водопроводной трубы устанавливают так, чтобы не повредить их, при осадке здания и не допустить поступления грунтовой воды в помещения, где находится ввод. Глубина заложения трубопровода должна соответствовать глубине заложения уличного водопровода и быть ниже глубины промерзания.

    2. Водомерный узел устраивают вблизи наружных стен зданий в сухих, теплых и нежилых помещениях, специальных приямках под лестницей, в подвалах.В водомерный узел должен быть обеспечен свободный доступ обслуживающего персонала.

    Водомерный узел состоит из задвижки, водомера (счетчики водомерных узлов), контрольно – спускового крана, запломбированной задвижки.

    Водомеры – приборы, предназначенные для измерения качества воды, расходуемой потребителем. Водомеры действуют дисциплинирующе на потребителей, что сокращает расходы воды. На вводах обычно устанавливают скоростные счетчики, действие которых основано на вращении крыльчатки или турбинки в потоке воды. Вращение крыльчатки, скорость которой пропорциональна расходу воды, передается системной шестерен счетному механизму, на циферблате которого отмечается количество прошедшей через водомер воды.

    Потери напора:

    а) в крыльчатах счетчиках (калибр 15 – 40 мм) равны не более 0,25 МПа;

    б) в турбинных счетчиках (калибр 50 мм и более) – 0,1 МПа.

    Подбор счетчиков и определение потерь напора в них производят по номограмме или по формулам.

    3. Водонапорные баки.

    Водонапорные баки применяют при постоянном или периодически ненодстаточном напоре на вводе в здание для создания запаса для бесперебойного водоснабжения. Водонапорные баки малоперспективные т.к. нужны чердаки достаточной высоты для баков, специальные помещения которые удорожают стоимость здания; способствуют ухудшению качества хранимой в них воды за счет контакта с воздухом и т.п. Емкость баков при ручном включении насосов составляет 20-30% суточного водоснабжения, а при автоматическом – 5-8 %. Помещение для баков должны иметь освещение, отопление (температура не ниже + 5 °С), вентиляцию. Высота помещения должна быть не менее 2,2 м, от верха бака до перекрытия не менее 0,6 м. Расстояние между баками должно быть 0,7 м. Расстояние между баками и стенами – 0,8 м. Расстояние между баками и стенами со стороны установки поплавковых клапанов должно быть не менее 1 м.

    Водонапорные баки состоят из спускного трубопровода из поддона, поплавкового клапана, подающего трубопровода, сигнальной трубы, опорных брусьев, водоразборного трубопровода и переливного трубопровода.

    4. Насосные повысительные установки.

    Насосные повысительные установки применяют при постоянно недостаточном напоре в городских сетях для водоснабжения зданий. Установки должны иметь отопление, освещение и вентиляцию. Установки нельзя устанавливать в яслях, детских садах, классах школ и т.д.

    5. Арматура водопроводной сети.

    Арматуру водопроводной сети устанавливают для управления потоком жидкости.

    По способу присоединения к трубопроводам арматура разделяется на муфтовую, цапковую и фланцевую.

    По назначению арматура делится на запорную (вентили, пробочные краны, задвижки), регулирующую и предохранительную (предохранительные, обратные и редукционные клапаны, вантузы, выпуски).

    1. Задвижки предназначены для включения отдельных участков сети. Задвижки устанавливают, чтобы при закрытии не прекращалось водоснабжение объектов и не включилось не более 5 пожарных гидрантов. Их действие обусловлено постоянным поднятием или опусканием дисков, открывающих и закрывающих трубу при вращении шпинделя. Их устанавливают перпендикулярно движения потока рабочей среды.

    По конструкции затора, задвижки делятся на два вида:

    * параллельные;

    * клиновые.

    По конструкции шпинделя на задвижке, задвижки бывают с выдвижным и не выдвижным шпинделем.

    Задвижки изготавливают из чугуна и стали.

    Преимущества: незначительное гидравлическое сопротивление в открытом положении; возможность переменного направления движения рабочей среды.

    Недостатки: трудность ремонта изношенных уплотнительных поверхностей затора при эксплуатации; возможность гидравлического удара в конце хода запорных дисков.

    Задвижки рекомендуют устанавливать на кольцевых трубопроводах и в других случаях, где возможно двухстороннее движение.

    2. Вентиль – запорное устройство, в котором запорный диск перемещается поступательно в направлении, совпадающем с направлением лоточка транспортируемой среды. Вентили отключают отдельные участки трубопровода и регулируют количество транспортной среды, проходящей по трубопроводу. Вентили устанавливают только на тупиковых трубопроводах.

    Вентили бывают муфтовые (устанавливают на трубопроводы, транспортирующие воду температурой до 50 °С и пар температурой до 225 °С), фланцевые и с гладкими концами под приварку к трубопроводам.

    Вентиль состоит из корпуса, клапана, резиновой уплотнительной прокладки, шток (шпиндель), маховика и сальника.

    Вентиль перекрывает поток каналом, который перемещается параллельно оси потока. В корпусе имеется седло и размещен клапан с резиновой уплотнительной прокладкой. Клапан с помощью штока (шпинделя), имеющего в средней части резьбу, соединен с маховиком. При повороте маховика против часовой стрелки, шток с клапаном поднимается и открывает путь воде; при обратном вращении, шток с клапаном опускаются на седло, перекрывая поток.

    3. Пробочные краны служат для прекращения подачи рабочей среды. По форме рабочего органа (пробки) пробочные краны бывают трех типов: конусные, цилиндрические и шаровые.

    В санитарно – технических системах используют конусные и шаровые пробочные краны.

    Шаровые пробочные краны используют только как проходные.

    Пробочные краны изготавливают из чугуна, латуни и стали.

    Пробочные краны состоят из корпуса, в котором помещена плотно притертая к стенам корпуса пробка с отверстием. При повороте пробки на 90°, продольная ось отверстия устанавливается перпендикулярно потоку и подача воды прекращается. При больших давлениях и расходах, быстрое закрытие пробочного крана вызывает резкое повышение давления в сети (гидравлический удар), нарушающее прочность соединений трубопроводов, поэтому используется в системах, где давление не превышает 0,1 МПа.

    Регулирующая арматура.

    Регулирующая арматура поддерживает в сети расход или давление на уровне, обеспечивающем работу системы в оптимальном режиме. К регулирующей арматуре относятся регуляторы давления и расхода воды, также используют запорные вентили и диафрагмы, установленные перед водозаборной арматурой, на разводках, у основания стояков и на магистралях. Регулирующая арматура изготавливается из тех же материалов, что и запорная.

    Регуляторы давления поддерживают постоянное давление в системе независимо от расхода. Изготавливают dу = 40 – 150 мм и pу = 1,5 МПа (15 кгс/см2) с различными мембранными механизмами. Регулятор работает следующим образом: при некотором расходе волы в сети перемещение грузов задается требуемое давление и клапаны устанавливаются в определенном положении. При увеличении разбора воды из регулируемой сети возрастают потери давления в регуляторе. Если в этот момент давление в сети до регулятора остается неизменным, то в сети после регулятора оно оказывается меньше заданного. Последнее влечет за собой снижение давления в полости над мембраной и перемещение мембраны, штока и клапанов вверх, что увеличивает площадь проходного сечения между седлами и клапанами и снижает потери давления в регуляторе. Это происходит до тех пор, пока не восстановится равновесие сил, и давление в регулируемой сети не окажется равным заданному. При уменьшении расхода воды и колебании давления на входе, регулятор работает аналогично.

    Регуляторы расхода воды представляют собой переменные гидравлические сопротивления, обеспечивающие постоянный расход при изменяющемся давлении на входе регулятора. Самым простым средством регулирования (ограничения) расхода являются диафрагмы (диски с отверстием), на которых гасится избыточное давление пред арматурой (давление, превышающее рабочее давление арматуры). Регулятор расхода с пружиной состоит из корпуса, в котором размещен подвижной клапан и пружина. Вода проходит через центральное отверстие в клапане и регулируемый зазор между корпусом и клапаном. При увеличении расхода под действием гидродинамических сил на клапан, пружина сжимается – клапан приближается к седлу, уменьшая площадь проходно ... Читать дальше »

    Категория: Статьи | Просмотров: 1948 | Добавил: zaparm | Дата: 07.07.2009

    Задвижки и затворы: Определения и описания

    К задвижкам относятся запорные устройства, в которых проход перекрывается поступательным перемещением затвора в направлении, перпендикулярном движению потока транспортируемой среды.

    В сравнении с другими видами запорной арматуры задвижки имеют следующие преимущества: незначительное гидравлическое сопротивление при полностью открытом проходе; отсутствие поворотов потока рабочей среды; возможность применения для перекрытия потоков среды большой вязкости; относительно небольшая строительная длина; возможность подачи среды в любом направлении.

    К недостаткам задвижек следует отнести: невозможность применения для сред с кристаллизующимися включениями; сравнительно небольшой допускаемый перепад давлений на затворе; невысокая скорость срабатывания; возможность получения гидравлического удара в конце хода; трудности ремонта изношенных уплотнительных поверхностей затвора при эксплуатации.

    Задвижки выпускаются с выдвижным шпинделем и невыдвижным.

    Если ходовая гайка, соединенная со шпинделем, расположена на затворе и, соответственно, шпиндель при вращении углубляется в затвор, то данная конструкция называется "с неподвижным шпинделем".

    Если ходовая гайка расположена в корпусе и, соответственно, шпиндель выдвигается вверх над ходовой гайкой, то данная конструкция называется "с выдвижным шпинделем".

    В части конструкции затвора задвижки классифицируются на параллельные и клиновые.

    Параллельные задвижки (шифр 30, 31)

    В задвижках этого типа уплотнительные поверхности седел параллельны друг другу. Затвор в параллельных задвижках обычно называют "диском", "шибером" или "ножом".

    Однодисковые задвижки (шиберные) применяют тогда, когда не требуется высокой герметичности. Жесткая конструкция затвора позволяет использовать их для довольно больших рабочих давлений и температур рабочей среды.

    Двухдисковые параллельные задвижки. Эти задвижки обеспечивают достаточно хорошее уплотнение в затворе в закрытом положении, и их применяют, когда требуется надежная герметизация.

    Клиновые задвижки. К клиновым относятся задвижки, затвор которых имеет вид плоского "клина". В клиновых задвижках седла и их уплотнительные поверхности параллельны уплотнительным поверхностям затвора и расположены под некоторым углом к направлению перемещения затвора.

    Задвижки выпускаются с цельным клином.

    Эта конструкция имеет ряд недостатков: повышенный износ уплотнительных поверхностей; потребность в индивидуальной пригонке седел и клина при сборе для обеспечения герметичности (это полностью исключает взаимозаменяемость клина и седел и усложняет ремонт); возможность заедания клина в закрытом положении в результате износа, коррозии или под действием температуры.

    Задвижки с упругим клином. Конструкция затвора задвижек этого типа обеспечивает хорошее уплотнение прохода в закрытом положении без индивидуальной технологической подгонки, так как затвор выполнен в виде разрезанного (или полуразрезанного) клина, обе части которых связаны между собой упругим (пружинящим) элементом. Под действием усилия прижатия, которое передается через шпиндель, в закрытом положении последний может изгибаться в пределах упругих деформаций, обеспечивая плотное прилегание обоих уплотнительных составным клином или двухдисковые поверхностей клина к седлам. Задвижки с, как правило, применяются тогда, когда требуется весьма высокая степень герметичности затвора при закрытом положении задвижки.

    При необходимости задвижки сравнительно небольших типоразмеров можно заменить на клапан запорный вентильного типа или на кран.

    Затвор поворотный дисковый (шифр 32)

    Дисковые поворотные затворы - это тип арматуры, в котором запорный элемент в виде диска, диаметром приблизительно равным внутреннему диаметру трубопровода, открывается и закрывается вращением этого диска вокруг оси, перпендикулярной оси трубопровода.

    Дисковые поворотные затворы позволяют соединить в одной конструкции две основные функции трубопроводной арматуры - регулирование и запирание потока.

    Область применения дисковых затворов ограничена по сравнению с другими типами арматуры из-за того, что их конструкция плохо приспособлена для работы при средних и высоких давлениях рабочей среды.

    Затворы выпускаются с различными видами уплотнения запорного элемента:

    * с эластичным уплотнением на диске;

    * с эластичным уплотнением в корпусе;

    * с эластичной рубашкой в корпусе;

    * с металлическим уплотнением.

    Основное преимущество затворов с уплотнением в корпусе по сравнению с затворами с уплотнениями на диске - значительно меньшее воздействие среды на уплотнение, что существенно повышает долговечность последнего. Эластичное уплотнение обеспечивает большую герметичность по сравнению с металлическим, но это достигается за счет снижения долговечности затвора.

    Следует отметить, что при отсутствии затвора (или другого запорного устройства) можно изготовить в ремонтных мастерских сравнительно простую конструкцию затвора с эластичным уплотнением на диске.

    Задвижка шланговая (шифр 33); Затвор шланговый (шифр 32)

    Шланговая задвижка отличается тем, что рабочая среда проходит через эластичный патрубок (шланг), который, деформируясь под действием шпинделя, изменяет площадь проходного сечения, а следовательно, и расход рабочей среды.

    Шланговые задвижки могут работать в любой среде, если последняя не разрушает материал шланга.

    Эластичные патрубки изготавливаются из резины (бензостойкой, маслостойкой, химически стойкой).

    Основное достоинство шланговых задвижек - полная герметизация рабочей среды от внешней, главный недостаток - небольшой срок службы эластичного патрубка.

    Другие преимущества шланговой задвижки:

    - исключается застой продукта, т.к. конструкция прямоточная с малым гидравлическим сопротивлением;

    - в закрытом положении эластичный патрубок надежно перекрывает проход, отсекая подачу среды в отводящий трубопровод.

    Другие недостатки шланговой задвижки:

    * невысокая температура регулируемой среды до 80о;

    * небольшое рабочее давление до 10 кгс/см2;

    * для обеспечения зажима эластичного патрубка необходимо значительное усилие управления.

    С точки зрения замен задвижку шланговую целесообразнее всего заменять мембранным запорным клапаном. Замена на сильфонный клапан, который тоже обеспечивает полную герметичность, удорожает систему. По конструктивному выполнению и функциональному назначению к шланговым задвижкам близки шланговые затворы, имеющие шифр 32. На основании этого часто один тип этой арматуры заменяется другим.

    valverus.info

    Категория: Статьи | Просмотров: 1401 | Добавил: zaparm | Дата: 07.07.2009

    Арматура для систем холодного и горячего водоснабжения

    Арматура запорная, водоразборная, предохранительная для систем холодного и горячего водоснабжения имеет одинаковую конструкцию. Арматуру для систем горячего водоснабжения изготовляют из термостойких и коррозионно-устойчивых материалов: термостойких пластмасс (полипропилен, фторопласт, СВАМ и др.), бронзы, латуни, фибры, нержавеющей стали, паронита. Применяют одинаковые контрольно-измерительные приборы: водосчетчики, манометры. В системах горячего водоснабжения в горячеводных водосчетчиках вместо пластмассовых крыльчаток и турбинок применяют латунные.

    Повысительные насосные установки для систем холодного и горячего водоснабжения часто применяют общие, так как при обеспечении напором той или другой сети разница бывает незначительной (на величину потери напора в водоподогревателе). Монтаж насосных установок идентичен. Раздельные насосные установки для систем холодного и горячего водоснабжения обычно применяют в системах со скоростными водоподогревателями, но и в таких системах целесообразнее использовать общие насосы и на недостающий напор (для системы горячего водоснабжения) установить небольшой повысительно-циркуляционный насос. Такой насос рекомендуется устанавливать на подающем трубо- проводе между первой и второй ступенями водоподогревателей.

    В условиях индустриальных и поточных методов монтажа санитарно-технических систем, а также заводского изготовления отдельных узлов и конструкций (монтажных заготовок) особое значение при обретает монтажное проектирование, в основу которого входит разработка монтажных чертежей систем холодного и горячего водоснабжения и канализация.

    Задачей монтажного проектирования является разработка технической документации (эскизы или проекты) на изготовление стандартных типовых деталей и узлов, где указываются все данные (длины, диаметры, углы изгиба и пр.), необходимые для монтажа санитарно-технических систем россыпью или для изготовления санитарно-технических кабин, блоков, панелей. Монтажное проектирование выполняют при типизации планировочных решений и типовом размещении санитарного оборудования.

    Изготовление узлов и деталей по монтажным проектам требует маркировки их с указанием назначения каждой детали, а также определения монтажной, заготовительной и строительной длин для этого или иного элемента санитарно-технической системы.

    При монтажном проектировании большое значение имеет принятое монтажное положение отдельных элементов систем (стояков, приборов и др.), которое зависит от способа прокладки труб (открытой или скрытой), места расположения труб относительно стен, перегородок, размещения приборов, присоединяемых к стоякам. Монтажное проектирование существенно облегчается применением унифицированных стандартных узлов, элементов (кабин, шахт и др.).

    vodoprom.ru

    Категория: Статьи | Просмотров: 1164 | Добавил: zaparm | Дата: 07.07.2009

    Характеристика арматуры для пневмосистем и компрессоров

    Для ритмичного функционирования оборудования рекомендуется применять трубопроводную арматуру такую же качественную, как компрессор и инструмент. Необходимо, чтобы арматура отвечала перечисленным ниже параметрам:

    Высокая степень производительности и минимальные потери давления. По стандартам давление на входе равняется 6 бар. Снижения давления у отдельных деталей не могут быть больше 0.2 бар. Также важно отметить недопустимость утечек, высокую надежность при функционировании, малый вес, не громоздкость, которая обеспечивает удобство при перемещении арматуры.

    Арматура представляет собой часть системы и закрепляется на выходе отводных труб. Чтобы правильно подобрать арматуру, необходимо учитывать назначение сжатого воздуха.

    В набор подсоединительной арматуры входят:

    1. Клапан - лучше всего использовать шаровые клапаны, имеющие полное проходное сечение.

    2. Фильтр с водоотделителем - специалисты наилучшим вариантом называют фильтры с автоматической или полуавтоматической промывкой. Фильтры применяются, чтобы очищать воздух от примесей, к примеру таких, как ржавчина и вода.

    3. Регулятор давления - Применяется с резьбозавертывающим инструментом, в котором момент затяжки зависит от давления.

    4. Маслораспылитель - самый примитивный маслораспылитель используется для ввода масляных испарений в сжатый воздух. Для пневмоинструмента с малым, но напряжённым циклом работы лучше всего подойдёт маслораспылитель с обязательной подачей, обеспечивающий прямое поступление масла в инструмент при начале цикла.

    5. Быстроразъемные муфты на концах шланга. Увеличивают подвижность работы устройств.

    6. Шланг - Рекомендуется гибкий полихлорвиниловый шланг длиной 3-5 м. Это создаёт комфорт при работе оператора с пневмоинструментом.

    7. Балансир - Даёт без труда двигать массивный инструмент.

    При большом количестве операций нужно применять различные виды инструмента. Стационарные элементы арматуры лучшеискать с учетом параметров самого тяжеловесного инструмента, в то время как перемещаемые части (шланги, муфты) должны иметь маленький вес. Они подбираются с учётом параметров всех составляющих конструкции.

    Говоря о диаметре отводов, отметим, что он зависит от предписанного расхода воздуха. Спады давления не могут быть больше 0.03 бар. Отводы лучше всего подбирать по принятой для других труб методике или по приведённой здесь таблице, в которой даются максимальные цифры пропускной возможности для отводов разного диаметра и длины.

    В реальной жизни специалисты советуют привести к единообразию диаметр отводов, что даст возможность менять используемый пневмоинструмент. При скудных тратах сжатого воздуха рекомендуется отдавать предпочтение отводам диаметром 15 мм, а при больших тратах - диаметром 20 или 25 мм.

    Какие же трубы и соединительные детали следует использовать? Если нет противопоказаний, нужно применять стальные трубы. Отметим, что сварные трубы значительно меньше могут быть подвержены окалинообразованию, чего нельзя сказать о бесшовных. Это упрощает чистку труб при эксплуатации. В производстве имеются напорные трубы высокого качества. Они представляют собой холоднотянутые стальные трубы с уникальной обработкой внутренней поверхности. Трубы хорошо переносят сварку и отбуртовку с использованием флацевых соединений с арматурой.

    Для отводов диаметром до 25 мм (в частных ситуациях больше) эксперты рекомендуют брать трубы с резьбой (желательно оцинкованные). Следует также сказать, что резьбовые соединения не создают необходимой герметичности и зачастую приводят к утечкам сжатого воздуха.

    В больничных, оздоровительных комплексах, на пищевых и химических производствах активно используют нержавеющие трубы. При этом имеют место сварные, фланцевые и резьбовые соединения. При жестких условиях, когда требуется максимальная чистота сжатого воздуха, проводят медные трубы. Трубы соединяются при помощи пайки (погружением или твердым припоем) или стяжных колец.

    Подбор тех или иных соединительных деталей (фитингов) зависит от снижения давления в воздухопроводе. Поэтому нужно брать соединительные детали с малым противодействием истечению. Номинальный внутренний диаметр деталей обязан быть не менее диаметра воздухопровода. Нельзя работать с деталями с острыми кромками или переменного сечения. У фасонных деталей радиус изгибы должен быть достаточно крупным (более двух диаметров).

    vodoprom.ru

    Категория: Статьи | Просмотров: 1262 | Добавил: zaparm | Дата: 07.07.2009

    Способы ремонта трубопроводной арматуры

    Можно совершенно справедливо заметить, что достаточно большая цена трубопроводной арматуры и долгий срок службы корпусов, позволяет говорить о том, что её ремонт необходим.

    Есть ряд способов осуществления ремонта:

    Можно снять сломавшуюся или старую арматуру и сменить её на другую со склада, с последующей починкой или восстановлением в мастерской. Для осуществления такого проекта требуется, чтобы на складе было много арматуры, что может в итоге способствовать повышению налоговых сборов и замораживанию средств.

    Ремонт испорченной, сломанной или старой арматуры у специалистов и установка на прежнее место. Минусом такого варианта является то, что стоимость простоя технологической установки рискует превысить стоимость восстановленной арматуры во много раз. Самым лучшим методом эксперты называют плановую проверку арматуры без снятия её с места и профилактические мероприятия. При этом фланцевые соединения остаются герметичны и сам ремонт занимает мининум времени. Далее мы подробно расскажем об этом методе.

    Несмотря на ряд преимуществ, он имеет некоторые особенности. Для начала скажем, что он требует беспрепятственного доступа к оборудованию, из-за чего подготовку к его использованию следует начинать уже на стадии планирования. К тому же, он ставит особые условия для используемого оборудования. Оборудование должно быть относительно легким и не громоздким, его монтаж и демонтаж должен занимать минимум времени. Также следует отметить удобство при работе с оборудованием, его универсальность (способность дополнять комплект новыми приспособлениями для специального использования).

    Оборудование должно позволять проведение полного перечня технологических стадий восстановления (разборка, очистка, притирка седла и клина, шлифовка области под прокладку, оценка плоскостности притираемых поверхностей и сборку), допускать использование оптимального способа шлифования конструкции и применение хороших шлифовальных материалов.

    Говоря о шлифовании, отметим, что в наши дни практикуются следующие виды шлифования:

    1. Шлифование плоским диском. При таком шлифовании линейная скорость перемещения шлифующей области на внешней стороне седла больше, чем на внутренней. Поэтому седло приобретает слегка выпуклую форму. При применении шлифовальной пасты она плавно перемещается от центра и достаточно быстро появляется снаружи седла. Скорость шлифования низкая.

    2. Шлифование с применением плоского диска с плоско-паралельными колебаниями. Даёт возможность свести на нет недостатки первого вида шлифования, но и здесь есть свои особенности. Из-за геометрических характеристик задвижек величина перемещения вверх и вниз больше чем из стороны в сторону на сторонах седла, соответствующим 3 и 9 часам. Это вызывает существование выпуклостей относительно мест, соответствующим 6 и 12 часам. Скорость шлифования низкая.

    3. Применение шлифовальных головок с фрикционной передачей. Если вам пришлась по вкусу эта конструкция, то важно осознавать, что для обеспечения вращения шлифовальных головок, их центр должен быть сдвинут внутрь по сравнению с серединой кольца седла. Это вызывает то, что линейная скорость шлифовального участка внутри седла больше чем снаружи, а это вызывает лёгкую вогнутость седла. Заметим, что в случае очень крепкого прижима могут происходить остановки вращения шлифовальных головок. Скорость шлифования большая.

    4. Применение шлифовальных головок с механическим приводом. Данная конструкция даёт возможность совместить центр шлифовальных головок с центром кольца седла, что приводит к образованию одинаковой скорости шлифования по всей поверхности седла и обеспечивает плоскую поверхность. Механический привод ускоряет скорость вращения головок и силу поджима. Величина скорости шлифования очень большая.

    При работе необходимо учитывать качество шлифовальных материалов. У большого количества видов шлифовальной бумаги амплитуда разброса величины зерна составляет 5% и выше от обозначенного на упаковке. Зерна, выходящие за пределы средних размеров, первыми участвуют в процессе шлифовки и способны сделать царапины, глубина которых будет значительно больше первоначальных дефектов.

    Чтобы такого не произошло, нужно перед шлифованием произвести «осадку» бумаги о чугунную плиту. Необходимо также знать, что зерна, размер которых ниже среднего, вообще не будут участвовать в процессе шлифования.

    vodoprom.ru

    Категория: Статьи | Просмотров: 1356 | Добавил: zaparm | Дата: 07.07.2009

    Энергетическая трубопроводная арматура: конструкция, назначение, правила установки и эксплуатации

    Трубопроводная арматура применяется для включения или отключения потока, оптимизации расхода, температуры или давление потока и защиты от нерасчетных режимов.

    Приведём классификацию арматуры по назначению:

    1. запорная (включение и прекращение потока)

    2. регулирующая (корректировка или сохранение заданного расхода, давления, температуры)

    3. предохранительная (защита от большего, чем нужно, повышения давления, сохранение направления расхода)

    4. контрольная (показатели уровня)

    Эти виды арматуры могут применяться как на трубопроводах, так и на отдельных агрегатах.

    Отметим, что в вентилях запирающий орган устанавливается на седло, совершая перемещения в направлении потока; в задвижках он перемещается под углом 90 градусов к направлению потока жидкости; в кранах поворачивается вокруг своей оси. В обратных клапанах запирающий орган открывается потоком среды в одном направлении и запирается в абсолютно противоположном. Предохранительный клапан становится в положение "открыто", если давление становится больше допустимого и вновь закрывается при нормализации давления.

    Арматура обеспечивает высокую гибкость и надёжность эксплуатации, предоставляя возможность отключения вышедших из строя участков. Это является одним из главных её назначений. Но если давление особо высоко и диаметр трубопровода особенно велик, сама арматура может превратиться в очаг сбоев эксплуатации. Вследствие этого, на атомных станциях одним из приоритетных работ по развитию трубопроводов является использование трубопроводов, где количество арматуры минимально.

    Существуют принципы монтажа и эксплуатации арматуры:

    Движение среды обязано быть таким же, как стрелка на корпусе арматуры.

    Применение арматуры не по прямому назначению не должно иметь место. Отметим, что нельзя применять запорную арматуру как регулирующую; арматуру необходимо вварить в нужную часть трубопровода до его монтажа; при планировании трубопроводов монтаж арматуры нужно производить там, где обеспечен широкий доступ для обслуживания, если мы не имеем дело с радиоактивной средой.

    Арматура, эксплуатирующаяся при высоких градусах, защищается съемными разборными теплоизоляционными сооружениями. Приваривание арматуры к трубопроводам снижает угрозы протечки среды и способствует надежности функционирования. Крышка арматуры крепится к ее корпусу на фланцах, что даёт возможность делать незначительный ремонт прямо на месте. Для осуществления частичного ремонта без демонтажа арматуры часто при низких давлениях седла в корпусах арматуры пристраивают на резьбе. Если необходим более детальный ремонт или замена арматуры на новую, то она демонтируется и в будущем ставится обратно на своё место.

    Арматура, эксплуатирующаяся при высоком давлении, производится заводами исключительно как приварная. В качестве запорных органов используются вентили и задвижки. Тип запорного органа подбирают учитывая диаметр трубопровода. На трубопроводах диаметром 125 мм и более имеются в основном задвижки, а при диаметре 70 мм и менее предпочтение отдаётся вентилям. В промежутке диаметров от 70 до 125 мм возможно использование обоих механизмов.

    Проектирование задвижек необходимо только на трубопроводах, где может осуществляться движение среды в обоих направлениях. Это связано с тем, что вентили допускают лишь односторонний подвод среды.

    Отметим, что вентили значительно практичнеее для ремонта, но их гидравлическое сопротивление выше. Для вентилей трубопроводов диаметром 100 мм коэффициент гидравлического противодействия примерно 2,5 - 5,5, а для задвижек полнопроходного сечения - 0,25. Это делает возможным применение задвижек с диаметром меньшим, чем у трубопровода, куда их устанавливают, что уменьшает массу арматуры, а также ее цену. Если создаётся ситуация, когда проходное сечение сжато вдвое, коэффициент гидравлического сопротивления будет равен 1,5, а при эксплуатации направляющей трубы - только 0,8. Это значит, что он как и раньше установится намного меньше, чем для вентиля. Несмотря на это, вес, размеры и ход шпинделя задвижки гораздо больше, чем характеристики вентиля.

    Сейчас широко распространены задвижки с клиновым затвором. Задвижка такого типа может иметь единственный клин, связанный со шпинделем.

    В этой конструкции для обеспечения тесного контакта с двусторонним седлом клапана, находящимся в корпусе, при снижении шпинделя с клином необходима подгонка клина к двум областям, что сделать в полном объёме не возможно. Более практична конструкция, где находящийся на шпинделе клин составляют два уплотняющих диска, иначе называемых тарелками.

    Для того, чтобы привести вентили и задвижки высокого давления в положение "открыто", необходимо сопротивляться огромным усилиям,так как при исходном положении имеет место резкий перепад давлений по бокам клапана. В прошлом для более простого открытия использовали обводные трубки небольшого диаметра с вентилем на них, повернув который, нормализовали давление по бокам клапана, а потом увеличивали его. Отметим, что в результате этого формировались дополнительные промежутки высокого давления и возрастало число арматуры. В конструкциях наших дней активно используется метод внутренней разгрузки. Во-первых, поднимается разгрузочный клапан малого диаметра, создавая доступ среде по бокам основного клапана. Подъем клапана осуществляется до упора его в полукольцо, после чего происходит уже подъем главного клапана. Для снижения риска утечек воды через сальник на шпинделе находится коническая поверхность, которая плотно прилегает к втулке крышки при полном открытии вентиля.

    Когда вентили находятся в открытом положении, протекающая среда оказывает влияние на клапан (в отличие от тех задвижек, которые имеют с седлом плотное соединение). Поэтому из-за возможного эрозионного влияния потока на клапан плотность вентилей обычно даёт сбои скорее, чем плотность задвижек. В вентилях подача среды осуществляется или лишь под клапан, или лишь на клапан. На трубопроводах вентили нужно устанавливать учитывая указатель направления потока среды (стрелки), чтобы не формировать на шпинделе нерасчетных усилий. Запорная арматура (запорные задвижки и клапаны) должна быть или абсолютно открыта, или абсолютно закрыта. Применение ее в регулировочных целях создаёт риск скорого эрозионного износа деталей и сбоя главного соединения. Это в свою очередь может привести к протечкам. Для наблюдения за расходом и давлением производится специально предназначенная для этого арматура.

    vodoprom.ru

    Категория: Статьи | Просмотров: 1102 | Добавил: zaparm | Дата: 07.07.2009

    Недостатки параллельных задвижек

    Такое название задвижки получили благодаря тому, что уплотнительные поверхности седел в них параллельны друг другу. Затвор в таких задвижках принято называть "диском", "шибером", либо "ножом".

    В случаях не требующих высокой герметичности можно применять однодисковые (шиберные) задвижки. Зато относитольно жесткая конструкция затвора позволяет использовать их для довольно больших рабочих давлений и температур рабочей среды.

    Достаточно хорошее уплотнение в затворе в закрытом положении обеспечивают двухдисковые параллельные задвижки. Их применяют, когда необходима надежная герметизация.

    Клиновыми называют задвижки, затвор которых имеет вид плоского "клина". В задвижках такого типа седла и их уплотнительные поверхности расположены под некоторым углом к направлению перемещения затвора, и они параллельны уплотнительным поверхностям затвора.

    Конструкция задвижек с цельным клином имеет несколько существенных недостатков:

    - повышенный износ уплотнительных поверхностей;

    - потребность в индивидуальной пригонке седел и клина при сборе для обеспечения герметичности (это полностью исключает взаимозаменяемость клина и седел и усложняет ремонт);

    - возможность заедания клина в закрытом положении в результате износа, коррозии или под действием температуры.

    vodoprom.ru

    Категория: Статьи | Просмотров: 1141 | Добавил: zaparm | Дата: 07.07.2009

    Дисковый поворотный затвор - регулирование и запирание потока

    В этом типе затвора запорный элемент выполнен в виде диска, диаметр которого приблизительно равен внутреннему диаметру трубопровода. Открывание и закрывание происходит путем вращения этого диска вокруг оси, перпендикулярной оси трубопровода.

    Дисковые поворотные затворы соединяют в своей конструкции две основные функции трубопроводной арматуры - регулирование и запирание потока.

    Следует отметить, что бласть применения таких затворов ограничена по сравнению с другими типами арматуры, так как их конструкция плохо приспособлена для работы при средних и высоких давлениях рабочей среды.

    Дисковый поворотный затвор выпускают с различными видами уплотнения запорного элемента:

    - с эластичным уплотнением на диске; - с эластичным уплотнением в корпусе;

    - с эластичной рубашкой в корпусе;

    - с металлическим уплотнением.

    Значительно меньшее воздействие среды на уплотнение является основным преимуществом затворов с уплотнением в корпусе по сравнению с затворами с уплотнениями на диске. А эластичное уплотнение обеспечивает большую герметичность по сравнению с металлическим аналогами.

    vodoprom.ru

    Категория: Статьи | Просмотров: 1114 | Добавил: zaparm | Дата: 07.07.2009

    Достоинства и недостатки шланговых задвижек

    Основное отличие шланговой задвижки заключается в том, что рабочая среда проходит через эластичный патрубок - шланг. Деформируясь под действием шпинделя, он изменяет площадь проходного сечения, а следовательно, и расход рабочей среды.

    Задвижки такого типа могут работать практически в любой среде, главное, чтобы она не разрушала материал шланга.

    Как правило, эластичные патрубки изготавливают из стойкой резины.

    Достоинства шланговых задвижек:

    - полная герметизация рабочей среды от внешней,

    - исключается застой продукта, т.к. конструкция прямоточная с малым гидравлическим сопротивлением;

    - в закрытом положении эластичный патрубок надежно перекрывает проход, отсекая подачу среды в отводящий трубопровод.

    К недостаткам можно отнести:

    - небольшой срок службы эластичного патрубка.

    - невысокую температура регулируемой среды до 80о;

    - небольшое рабочее давление до 10 кгс/см2;

    - то, что для обеспечения зажима эластичного патрубка необходимо значительное усилие управления.

    vodoprom.ru

    Категория: Статьи | Просмотров: 1156 | Добавил: zaparm | Дата: 07.07.2009

    ГОСТ 26304-84 Арматура промышленная трубопроводная для экспорта.Общие технические условия

    АРМАТУРА ПРОМЫШЛЕННАЯ ТРУБОПРОВОДНАЯ ДЛЯ ЭКСПОРТА

    ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

    ГОСТ 26304-84

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

    Москва

    УДК 621.643.4:006.354 Группа Г18

    АРМАТУРА ПРОМЫШЛЕННАЯ ТРУБОПРОВОДНАЯ ДЛЯ ЭКСПОРТА

    Общие технические условия

    Pipe-line industrial valves supplied for export.

    General specifications

    ОКП 37 0000

    Настоящий стандарт распространяется на промышленную трубопроводную арматуру и приводные устройства к ней (далее по тексту — арматура) и устанавливает необходимые требования для изготовления арматуры на экспорт.

    1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

    1.1. Арматура должна изготавливаться в соответствии с тре­бованиями настоящего стандарта, стандартов или технических ус­ловий на конкретную арматуру, а также условиям, указанным в заказе-наряде внешнеторговой организации.

    1.2. Арматура, в части воздействия климатических факторов, должна соответствовать требованиям ГОСТ 15150 — 69.

    1.3. Комплектующие изделия, предназначенные для комплекто­вания арматуры, должны быть изготовлены в экспортном исполне­нии в соответствии с требованиями стандартов или технических условий на конкретные комплектующие изделия.

    1.4. Арматура, предназначенная для экспорта в страны с тро­пическим климатом, должна изготавливаться из металлов и спла­вов, обеспечивающих работу изделий в соответствии с требова­ниями ГОСТ 15151—69.

    1.5. Поковки, штамповки и литые детали не должны иметь ме­ханических повреждений снижающих прочность и ухудшающих товарный вид арматуры.

    1.6. Сварочные материалы должны соответствовать требова­ниям стандартов, технических условий на них и иметь сертификат.

    1.7. Параметр шероховатости обработанных поверхностей, влияющих на товарный вид изделия, не должен быть более R a 12,5 мкм.

    1.8. Выбор металлических и неметаллических неорганических; покрытий для защиты деталей арматуры от коррозии должен производиться по ГОСТ 9.303 — 84. Все крепежные детали из углеродистой стали должны иметь защитное покрытие по ГОСТ 9.303—84.

    1.9. Детали, изготовленные из стали с содержанием хрома 18% и более, или от 12% до 17% три шероховатости поверхностей Rа≤0,80 мкм, допускается изготавливать без покрытия.

    1.10. В соединениях деталей написания одних наружных по­верхностей над другими допускается в пределах поля допуска на номинальный размер сопрягаемых деталей и допусков формы поверхностей и расположения отверстий. При несовпадении вышеуказанных контуров на величину, превышающую предел поля допуска, допускается подгонка путем снятия металла с нависаемых поверхностей, не ухудшающих товарного вида соединений.

    1.11. В собранном изделии болты и шпильки должны выступать на один-три шага резьбы, но не менее, чем на один шаг резьбы. В одном фланцевом соединении концы шпилек и болтов должны выступать на одинаковую высоту в пределах суммы допусков на длину шпильки (болта) и глубину резьбового отверстия.

    1.12. Головки потайных винтов должны прилегать в пределах допуска на сопряжение и не должны выступать над поверхностью деталей.

    1.13. Собранные изделия на предприятии-изготовителе подлежат обязательной проверке взаимодействия частей в соответствии с требованиями стандартов и технических условий на конкретный вид арматуры.

    1.14. В процессе сборки изделий смазка трущихся частей сопрягаемых деталей и сборочных единиц арматуры должна производиться в соответствии с отраслевой нормативно-технической документацией на конкретные виды изделия. Смазка в изделиях для районов с тропическим климатом должны выбираться по ГОСТ 15156-84.

    1.15. Наружные необработанные поверхности деталей арматуры, а также внутренние, не соприкасающиеся с рабочей средой и не имеющие защитных покрытий, должны иметь лакокрасочные покрытия. Допускается окрашивать обработанные наружные поверхности корпусов, крышек и других деталей лакокрасочным покрытием толщиной не более 100мкм.

    1.16. Лакокрасочные покрытия арматуры, предназначенной для эксплуатации в районах с тропическим климатом, должны соответствовать ГОСТ 9.401-79. Арматура должна быть окрашена в серый цвет.

    1.17. Арматура для стран с умеренным климатом должна быть окрашена по ГОСТ 4666-75.

    1.18. Лакокрасочные покрытия арматуры для стран с умеренным климатом должны наносить на загрунтованную поверхность изделия в два слоя, за исключением нитроцеллюлозных и бутилметакрилатных красочных составов, которые следует наносить в три-четыри слоя.

    1.19. Лакокрасочные покрытия арматуры должны сохраняться при условии эксплуатации в тропическом климате в течение одного года, а при условии эксплуатации в умеренном климате в течение трех лет.

    1.20. Допускается не окрашивать необработанные и обработан­ные поверхности арматуры, изготовленной из коррозионно-стойких материалов, а также из материалов с металлическими или не­металлическими неорганическими покрытиями, гарантирующими их защиту от коррозии и обеспечивающие надлежащий товарный вид изделия.

    1.21. Требования безопасности- по ГОСТ 12.2.063-81.

    2. КОМПЛЕКТНОСТЬ

    2.1. В комплект арматуры должны входить: ответные фланцы и детали фланцевых соединений (при нали­чии указаний в заказе- наряде внешнеторговой организации); запасные части, инструменты и принадлежности, согласно ве­домости ЗИП в соответствии с требованиями заказа-наряда внешнеторговой организации. К комплекту прилагается: паспорт на изделие по ГОСТ 2.601—68; техническое описание и инструкции по эксплуатации по 2.601—68; ведомость ЗИП в соответствии с требованиями в заказе-наряде внешнеторговой организации; сопроводительная документация по ГОСТ 6.37—79. Допускается совмещать в один документ техническое описа­ние и инструкцию по эксплуатации по ГОСТ 2.601—68.

    2.2. Количество экземпляров эксплуатационной документации прилагают к партии изделий в соответствии с требованиями в за­казе-наряде внешнеторговой организации.

    3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

    3.1. Для проверки соответствия арматуры требованиям настоя­щего стандарта предприятие изготовитель должно проводить приемо-сдаточные, периодические и типовые испытания в соответ­ствии со стандартами и техническими условиями на конкретный вид арматуры.

    4.МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

    4.1. Методы испытаний арматуры по стандартам и техническим условиям на конкретный вид арматуры.

    5. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА,ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

    5.1. Маркировка изделий — по ГОСТ 4666 — 75.

    5.2. Арматура подлежит консервации по ГОСТ 9.014-78. Срок действия консервации — 3 года.

    5.3. Упаковка изделий и товаросопроводительной документации - по ГОСТ 23170 -78. Ящики для упаковки, транспортирова­ния и хранения арматуры для экспорта в страны с тропическим климатом должны соответствовать требованиям ГОСТ 24634 -81, а для арматуры в страны с холодным климатом- требованиям ГОСТ 15846-79. Перед упаковкой изделий следует: надежно закрепить распорками все перемещающиеся узлы и детали; концы электрических проводов, разъединяемые при упаковке, промаркировать, завернуть в парафинированную бумагу и перевязать мягкой оцинкованной проволокой или капроновым шнуром. При упаковке в одну тару нескольких изделий должна быть исключена возможность ударов изделий между собой и повреждений защитных покрытий.

    5.4. Арматура транспортируется всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозки, действующими на данном поле транспорта.

    5.5. Крупногабаритную арматуру (Ду≥200 мм) допускается не упаковывать в тару, а устанавливать на прочном деревянном основании (поддоне), при этом арматура должна быть надежно закреплена, привалочные поверхности и навесные устройства должны быть закрыты заглушками (щитами), на которых наносится транспортная маркировка. Допускается наносить транспортную маркировку на бирках, прочно прикрепленных к заглушкам.

    5.6. Маркировка транспортной тары должна соответствовать ГОСТ 14192-77.

    6.ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

    6.1.Изготовитель гарантирует соответствие требований настоящего стандарта при соблюдении условий эксплуатации, хранения. Транспортирования и монтажа.

    6.2. Гарантийный срок эксплуатации арматуры - 12 месяцев со дня ввода в эксплуатацию, но не более 24 месяцев с момента проследования через Государственную границу СССР.

    Категория: Статьи | Просмотров: 1085 | Добавил: zaparm | Дата: 07.07.2009

    ГОСТ 4666-75 Арматура трубопроводная.Маркировка и отличительная окраска

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

    АРМАТУРА ТРУБОПРОВОДНАЯ

    МАРКИРОВКА И ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОКРАСКА

    ГОСТ 4666-75 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

    Москва

    УДК «1.643.4-71717:006.314 Группа Г19

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

    АРМАТУРА ТРУБОПРОВОДНАЯ

    Маркировка и отличительная окраска

    ГОСТ 4666-75* ВЗАМЕН ГОСТ 4666-65

    Valves. Marking and distinctive painting.

    Несоблюдение стандарта преследуется по закону

    Настоящий стандарт распространяется на трубопроводную арматуру общего назначения, устанавливает ее маркировку и отличительную окраску. Стандарт не распространяется на арматуру специального назначения.

    Стандарт соответствует требованиям рекомендации СЭВ по стандартизации РС 2840—70.

    1.МАРКИРОВКА

    1.1. Содержание маркировки.

    1.1.1.Маркировка должна быть выполнена на корпусе арматуры, на фирменной табличке*, прикрепленной к арматуре, и должна содержать следующие сведения:

    товарный знак или наименование предприятия-изготовителя;

    условное давление (рабочее давление и температуру) или (вакуум и температуру);

    диаметр условного прохода;

    стрелку-указатель направления потока среды;

    марку или условное обозначение материала корпуса для арматуры, изготовленной из стали со специальными свойствами (коррозионностойкой, жаростойкой, хладостойкой и т.д.) при наличии указания в конструкторской документации Знак качества по ГОСТ 1.9-67 дли арматуры высшей категории качества. Допускается по согласованию с головной организацией (предприятием) Знак ка­чества располагать на других деталях арматуры и приводов. (Измененная редакция, Изм. № 2).

    1.1.2.На каждом изделии (или табличке), предназначенном на экспорт, должна быть выполнена на русском или одном из иностранных языков надпись «Сделано в СССР».

    Допускается изготовлять на экспорт арматуру без надписи «Сделано в СССР» по согласованию с внешнеторговыми органи­зациями, выдающими заказ-наряд на изготовление арматуры для экспорта.

    1.1.3.Маркировка арматуры может содержать дополнительные данные: обозначение основного конструкторского документа или услов­ное обозначение изделия или номер стандарта на изделие; номер изделия по системе нумерации предприятия-изготови­теля; прочие данные (номер плавки, клеймо ОТК, пределы рабочих давлений и др.), если они приведены в конструкторской докумен­тации.

    1.1.4.Условное давление должно быть указано буквами Py и его величиной по ГОСТ 356—80, например Ру 100.

    1.1.5.Рабочее давление и температура или вакуум и температура должны быть указаны буквами Рр, t и Hq и величинами, например, Рp 150 t 50 или Hq 5 ·10־³ t 100

    1.1.6.На арматуре, предназначенной для потока среды в лю­бом направлении, и на пробно-спускной арматуре стрелка не наносится.

    1.1.7.Диаметр условного прохода должен быть указан только цифрами из ряда по СТ СЭВ 254—76, например, 150. Для арматуры проходами входного и выходного патрубков различных размеров диаметр условного прохода должен быть указан только для входного патрубка.

    1.1.8. На верхнем торце пробки (шпинделя) кранов должны быть шлицы или выступающие полоски или другие указатели расположения проходных отверстий.

    1.1.9. Детали арматуры, изготовляемые из цветных металлов и сплавов, должны маркироваться по ГОСТ 2171—79.

    1.2. Способы выполнения и места расположе­ния маркировки.

    1.2.1.Маркировка должна быть выполнена способами, обеспе­чивающими ее качество и четкость (отливкой, штамповкой, удар­ным и др.).

    1.2.2.Способ выполнения, места расположения и размеры зна­ков маркировки должны быть установлены рабочими чертежами.

    1.2.3.На лицевой стороне корпуса следует маркировать данные, указанные в п. 1.1.1, кроме Знака качества, товарного знака или наименования предприятия-изготовителя. Лицевой стороной считают правую сторону правую сторону направления потока среды. Допускается для поворотных дисковых затворов маркировку производить на поверхности корпуса, перпендикулярной к направлению потока среды. (Измененная редакция, Изм.№1)

    1.2.4.На противоположной стороне следует маркировать дополнительные данные, указанные в п.1.1.3, Знак качества, товарный знак или наименование предприятия-изготовителя. Допускается все маркировочные знаки располагать на одной стороне корпуса.

    1.3.Графическое исполнение маркировки.

    1.3.1.Маркировка должна быть выполнена в одном из четырех исполнений, в зависимости от формы, размеров и метода изготовления арматуры.

    1.3.2.Примеры графического исполнения маркировки приведены в таблице 1.

    Категория: Статьи | Просмотров: 1325 | Добавил: zaparm | Дата: 07.07.2009

    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz